Объектом автоматизации является салон связи, который работает с клиентами, предоставляя услуги по продаже средств связи. Основная задача работы салона связи – хранение, сбор, и продажа телефонов клиентам (работникам) салона связи.
Основными задачами салона связи являются:
Работа с клиентами организована следующим образом: у каждого клиента, который использует услуги салона связи, имеется скидочная карта. Клиент поясняет, какой именно телефон ему нужен, после чего идет проверка, имеется ли она в наличии. Если телефон имеется в наличии, то сотрудник оговаривает сроки, в которые телефон может подлежать возврату в салон связи перед его продажей.
Основные нотации концептуального моделирования: нотация IDEF0/IDEF3, нотация ARIS, и нотация UML [1]
Нотация IDEF0 – это нотация, применяемая для моделирования широкого класса систем. Результатом данного моделирования является модель системы, которая состоит из иерархии диаграмм, текста документации, которые связанны друг с другом при помощи перекрестных ссылок [2, c.19]
Нотация ARIS – предполагает построение большого числа диаграмм, для описания динамики и статистики. Данные диаграммы классифицируются по видам, типам, уровням и ракурсам описания [3, c. 6]
Нотация UML – семейство графических нотаций, в основе которого лежит единая метамодель. Нотация UML помогает в описании и проектировании программных систем, в особенности систем, которые построены с применением объектно-ориентированных технологий [4, c. 27]
Осуществим сравнение данных нотаций, и представим результаты сравнения в таблицу 2.1
Таблица 2.1 – Сравнительный анализ нотация
Критерий |
Нотация IDEF0 |
Нотация ARIS |
Нотация UML |
Легкость в изучении и понимании |
Легок в освоении |
Очень сложный в освоении |
Сложный в освоении |
Подход к проектированию |
Функциональный |
Процессный |
Объектно-ориентированный |
Области применения |
Бизнес-процессы, программное обеспечение |
Бизнес-процессы |
Бизнес-процессы, программное обеспечение |
Как видно из таблицы 2.1, наиболее подходящей является нотация IDEF0, поскольку нотации ARIS и UML достаточно сложны в освоении.
В настоящее время существует множество CASE средств, поддерживающих функциональное моделирование в стандарте IDEF0. Однако наиболее популярной, и легкой в понимании является AllFusion Process Modeler (BPwin).
AllFusion Process Modeler – это мощный инструмент моделирования, который создала фирма Computer Associates Technologies, и который применяется для анализа, документирования и реорганизации сложных бизнес-процессов [5].
На данный момент в салоне связи ведется ручной не компьютеризованный учет. Для построения контекстной модели, необходимо определить входные, выходные данные, управляющая информация и механизм.
В данном случае, входной информацией будет: скидочная карта; данные клиента; данные телефонов.
Выходной информацией будет проданные телефоны
Управляющей информацией будет: устав салона связи; и нормативно-справочная информация.
Механизмом управления будет сотрудник.
Построенная контекстная диаграмма показана на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Контекстная диаграмма
Декомпозируем контекстную диаграмму – рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Диаграмма декомпозиции контекстной диаграммы
Как видно из рисунка 2.2, диаграмма декомпозиции состоит из трех процессов: проверка / заведение скидочной карты (рисунок 2.3); проверка наличия телефона (рисунок 2.4); выдача телефона (рисунок 2.5).
Рисунок 2.3 – Диаграмма декомпозиции процесса «Проверка / заведение скидочной карты»
Рисунок 2.4 – Диаграмма декомпозиции процесса «Проверка наличия телефона»
Рисунок 2.5 – Диаграмма декомпозиции процесса «Выдача телефона»
Процесс деятельности салона связи обладает следующими недостатками:
Данные недостатки можно будет решить при помощи разработки автоматизированной информационной системы управления продажами средств связи.
Для формулировки основных требований к внедряемой ИСУ, построим контекстная модель «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ, которая показывает будущее предполагаемое состояние предметной области.
Входная и управляющая информация остается такая же, как и в модели «Как есть», однако в механизм управления добавится ИСУ продажами средств связи. А к выходящей информации добавится еще и отчетность по салону связи.
Контекстная модель показана на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Контекстная диаграмма
Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Декомпозиция контекстной диаграммы
Из рисунка 2.7 видно, что декомпозиция контекстной диаграммы состоит из следующих процессов: управление личными карточками клиентов (рисунок 2.8); управление ведомостями о телефонах (рисунок 2.9); выдача / прием телефонов (рисунок 2.10); и формирование отчетности (рисунок 2.11).
Рисунок 2.8 – Декомпозиция процесса «Управление личными карточками клиентов»
Рисунок 2.9 – Декомпозиция процесса «Управление ведомостями о телефонах»
Рисунок 2.10 – Декомпозиция процесса «Выдача / прием телефонов»
Рисунок 2.11 – Декомпозиция процесса «Формирование отчетности»
После построения модели «Как должно быть», можно сформулировать требования к новой ИСУ.
Функциональные требования:
Нефункциональные требования:
Дата | Выполнено, % |
---|---|
2020-05-31 17:49:05 | 10 |
2020-05-30 12:56:04 | 100 |