1.1. Понятие системы массового обслуживания (СМО)
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО осуществляется обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов. В зависимости от наличия возможности ожидания поступающими требованиями начала обслуживания СМО подразделяются на:
- системы с потерями, в которых требования, не нашедшие в момент поступления ни одного свободного прибора, теряются;
- системы с ожиданием, в которых имеется накопитель бесконечной ёмкости для буферизации поступивших требований, при этом ожидающие требования образуют очередь;
- системы с накопителем конечной ёмкости (ожиданием и ограничениями), в которых длина очереди не может превышать ёмкости накопителя; при этом требование, поступающее в переполненную СМО (отсутствуют свободные места для ожидания), теряются.
Выбор требования из очереди на обслуживание производится с помощью так называемой дисциплины обслуживания. Их примерами являются FCFS/FIFO (пришедший первым обслуживается первым), LCFS/LIFO (пришедший последним обслуживается первым), random (случайный выбор). В системах с ожиданием накопитель в общем случае может иметь сложную структуру.
Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания.
Цикл функционирования системы массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени.
Примерами систем массового обслуживания могут служить:
- посты технического обслуживания автомобилей;
- посты ремонта автомобилей;
- персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач;
- станции технического обслуживания автомобилей;
- аудиторские фирмы;
- отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий;
- телефонные станции и т. д.
Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются:
- входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание;
- дисциплина очереди;
- механизм обслуживания.
Все системы массового обслуживания различают по числу каналов обслуживания на:
- одноканальные системы;
- многоканальные системы.
1.2. Задачи одноканальной СМО с ограниченной очередью
В СМО с ограниченной очередью число мест m в очереди ограничено. Следовательно, заявка, поступившая в момент времени, когда все места в очереди заняты, отклоняется и покидает СМО. Если заявка застаёт канал свободным, то она принимается на обслуживание и обслуживается каналом. После окончания обслуживания канал освобождается. Дисциплина очереди естественная: кто раньше пришёл, тот раньше и обслуживается. Максимальное число мест в очереди m.
Граф такой СМО представлен на рисунке 1.2.
*Рисунок 1.2 – Граф одноканальной СМО с ограниченной очередью в файле "Формулы и диаграмы"*
Состояния СМО представляются следующим образом:
- S0 - канал обслуживания свободен;
- S1 – канал обслуживания занят, но очереди нет;
- S2 – канал обслуживания занят, в очереди одна заявка;
- Sk+1 – канал обслуживания занят, в очереди k заявок;
- Sm+1 – канал обслуживания занят, все m мест в очереди заняты.
Будем предполагать, что входящий поток заявок на обслуживание есть простейший поток с интенсивностью λ.
Интенсивность потока обслуживания равна μ. Длительность обслуживания – случайная величина, подчиненная показательному закону распределения. Поток обслуживаний является простейшим пуассоновским потоком событий.
Система уравнений, описывающих процесс в этой системе, имеет решение:
*Формула 1.1. в файле "Формулы и диаграмы"*
Знаменатель первого выражения представляет собой геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем ρ, откуда получаем
*Формула 1.2. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.3. в файле "Формулы и диаграмы"*
и предельные вероятности приобретают вид:
*Формула 1.4. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.5. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.6. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.7. в файле "Формулы и диаграмы"*
Выполнение условия стационарности ρ <1 необязательно, поскольку число заявок в СМО контролируется путем введения ограничения на длину очереди. Однако выражение справедливо только при ρ <1 (поскольку для ρ =1 получается неопределенность вида 0/0). Сумма геометрической прогрессии со знаменателем ρ = 1 равна в этом случае m +2 и
Определим характеристики одноканальной СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди, равной m:
Вероятность отказа в обслуживании заявки (отказ произойдет в случае, если канал занят и в очереди находятся m заявок):
*Формула 1.8. в файле "Формулы и диаграмы"*
Относительная пропускная способность.
*Формула 1.9. в файле "Формулы и диаграмы"*
Абсолютная пропускная способность.
*Формула 1.10. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее число находящихся в очереди заявок.
В случае, когда ρ отлично от 1, можно воспользоваться формулой
*Формула 1.11. в файле "Формулы и диаграмы"*
При ρ = 1 можно прибегнуть к прямому подсчету
*Формула 1.12. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее число находящихся в системе заявок.
Поскольку среднее число находящихся в системе заявок
*Формула 1.13. в файле "Формулы и диаграмы"*
где - среднее число заявок, находящихся под обслуживанием, то зная остается найти . Т.к. канал один, то число обслуживаемых заявок может равняться либо 0, либо 1 с вероятностями P0 и P1=1- P0 соответственно, откуда
*Формула 1.14. в файле "Формулы и диаграмы"*
и среднее число находящихся в системе заявок равно
*Формула 1.15. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее время ожидания заявки в очереди.
*Формула 1.16. в файле "Формулы и диаграмы"*
То есть, среднее время ожидания заявки в очереди равно среднему числу заявок в очереди, деленному на интенсивность потока заявок.
Среднее время пребывания заявки в системе.
Время пребывания заявки в системе складывается из времени ожидания заявки в очереди и времени обслуживания . Если загрузка системы составляет 100%, то =1/μ, в противном случае =q/ μ. Отсюда
*Формула 1.17. в файле "Формулы и диаграмы"*
Рассмотрим n-канальную систему массового обслуживания с ожиданием.
Будем считать входящий поток заявок на обслуживание простейшим потоком с интенсивностью λ.
Интенсивность потока обслуживания равна μ. Длительность обслуживания – случайная величина, подчиненная показательному закону распределения. Поток обслуживаний является простейшим пуассоновским потоком событий.
Размер очереди допускает нахождение в ней m заявок.
Для нахождения предельных вероятностей можно использовать следующие выражения.
*Формула 1.18. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.19. в файле "Формулы и диаграмы"*
*Формула 1.20. в файле "Формулы и диаграмы"*
Вероятность отказа в обслуживании заявки (отказ произойдет в случае, если все каналы заняты и в очереди находятся m заявок):
*Формула 1.21. в файле "Формулы и диаграмы"*
Относительная пропускная способность.
*Формула 1.22. в файле "Формулы и диаграмы"*
Абсолютная пропускная способность.
*Формула 1.23. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее число занятых каналов.
Для СМО с очередью среднее число занятых каналов не совпадает (в отличие от СМО с отказами) со средним числом заявок в системе. Отличие равно числу заявок, ожидающих в очереди.
Обозначим среднее число занятых каналов . Каждый занятый канал обслуживает в среднем μ заявок в единицу времени, а СМО в целом – А заявок в единицу времени. Разделив А на μ получим
*Формула 1.24. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее число находящихся в очереди заявок.
Для нахождения среднего числа ожидающих в очереди заявок в случае, если χ≠1, можно использовать выражение:
*Формула 1.25. в файле "Формулы и диаграмы"*
Для χ=1 необходимо подсчитать сумму:
*Формула 1.26. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее число находящихся в системе заявок.
*Формула 1.27. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее время ожидания заявки в очереди.
Среднее время ожидания заявки в очереди можно найти из выражения (χ≠1).
*Формула 1.28. в файле "Формулы и диаграмы"*
Среднее время пребывания заявки в системе.
Так же как и в случае с одноканальной СМО имеем:
*Формула 1.29. в файле "Формулы и диаграмы"*
Дата | Выполнено, % |
---|---|
2020-05-21 20:03:25 | 10 |
2020-05-14 13:24:06 | 70 |
2020-05-14 14:21:43 | 100 |