Автореферат
Наименование Юзабилити
Автор А.В.Михалькевич
Специальность Цель обучения - проектирование макета в соответствии с основами юзабилити. Юзабилити-тестирование и экспертная оценка. Составление отчетов и рекомендаций по улучшению интерфейсов.,
Анотация
Юзабилити — это показатель качества сайта, с помощью которого оценивают его простоту и удобство использования.
Anotation in English
Usability is a measure of the quality of a site, which evaluates its simplicity and ease of use.
Ключевые слова Usability, Юзабилити
Количество символов 7649
1
Определение юзабилити
Юзаби́лити (от английского usability — «удобство и простота использования, степень удобства использования») — способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя; свойство сайта, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать сайт в определённых условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью.
2
Оценки юзабилити
Существует два основных способа оценки удобства (пригодности) использования продукта:
- прямая оценка на основе анализа результативности, эффективности и удовлетворённости, достигнутых в результате эксплуатации сайта;
- косвенная оценка на основе анализа отдельных подхарактеристик, отражающих определённые свойства системы в установленных условиях эксплуатации.
Прямая оценка определяется на основе первоначальных визуальных впечатлений.
Косвенная оценка описывает следующие подхарактеристики удобства использования:
- определимость пригодности - возможность пользователя понять, подходит ли сайт для его потребностей;
- удовлетворённость - степень удовлетворённости пользователя;
- производительность - проверка производительности сервера
- управляемость - обеспечение простоты управления и контроля;
- защищённость пользователя от непредвиденных ошибок: степень, в которой система защищает пользователя от совершения ошибок.
- эстетика пользовательского интерфейса - степень, в которой пользовательский интерфейс удовлетворяет пользователя и доставляет ему удовольствие от процесса взаимодействия;
- доступность - возможность использования продукта или системы широким кругом людей с самыми разными (в том числе, ограниченными) возможностями.
3
Как протестировать юзабилити сайта?
Тестирование юзабилити сайта проводят, чтобы оценить его удобство и качество перед запуском. Рассмотрим рекомендации по юзабилити.
- Проанализируйте скорость загрузки сайта. По статистике, 79% клиентов откажутся от повторной покупки в интернет-магазине, если у него долго загружаются страницы. Среднее время загрузки сайта не должно превышать 2-3 секунды. Однако, у высозагруженных приложений данный показатель выше. Поэтому, стоит провести анализ сайтов конкурентов и высчитать среднее время загрузки.
- Оцените удобство функционала. Изучите меню, качество поиска по сайту, проверьте все кнопки. Убедитесь, что при нажатии на логотип клиенты смогут попасть на главную страницу.
- Проанализируйте дизайн. Оцените цветовую гамму сайта и всех его элементов. Убедитесь, что ссылки оформлены в едином стиле. Проанализируйте соотношение размеров изображений, расположение текстовых блоков и их удобочитаемость. Помните, в дизайне главное, чтобы пользователь мог легко найти на сайте нужный продукт или услугу и решить свою проблему. Ничто не должно отвлекать или мешать ему выполнить конверсионные действия.
- Проведите маркетинговый анализ и выявите существующие проблемы. Оцените работу службы поддержки, удобство каналов коммуникации и найдите те препятствия, которые мешают купить товар или услугу. На этом этапе также можно изучить сайты конкурентов, чтобы увидеть, что можно улучшить.
- Составьте отчет и разработайте план по улучшению сайта. Систематизируйте собранные данные и проанализируйте их. Продумайте пошаговый план действий для решения выявленных проблем и повышения юзабилити.
При самостоятельном тестировании сайта можно использовать Google Analytics Content Experiments. Что позволяет проанализировать различные изменения и увидеть, как они влияют на уровень конверсии и показатель отказов.
Чтобы узнать поведенческие факторы пользователей, выявить наиболее и наименее кликабельные элементы сайта, используют «Карту кликов» Яндекс.Метрики и статистику Google Analytics.
Для оценки качества и скорости и аудита сайта можно восползоваться Google Page Speed.
Помимо этих инструментов еще применяют платные сервисы вроде AskUsers. С их помощью проводят тестирование среди пользователей, схожих с целевой аудиторией.