Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиций материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Наряду с информацией употребляется понятие данные. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности в чем-либо, эти данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
Особенности экономической информации:
1.Отражает деятельность предприятия через систему, в основном, натуральных и стоимостных показателей.
2.Она возникает рассредоточено, в низовых точках объекта небольшими порциями.
3.Большая часть данных фиксируется в первичных документах, непригодных для автоматизированного ввода, поэтому возникает необходимость набора данных вручную (из документа на клавиатуре).
4.Она характеризуется большими объемами данных для обработки и простыми алгоритмами расчетов (преобладают 4 арифметических действия: +, -, *, /).
5.Она характеризуется повторяемостью циклов возникновения и обработки в установленных временных пределах.
При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями. Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.
Адекватность информации – это уровень соответствия полученной информации образу реального объекта, процесса, явления и т.п. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации реальному состоянию объекта или процесса. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации зависит правильность принятия решений человеком.