Дисциплины - Математические методы экономических исследований

Предмет и задачи курса

Электронный бизнес как экономическая система. Структура электронного  бизнеса. Принципы формирования систем электронного бизнеса.

Понятие о современных концепциях анализа и управления данными:  Data Mining, Big Data, Predictive

Сфера электронного бизнеса  в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. В Республике Беларусь развитию электронного бизнеса также придается большое значение.

Под электронным бизнесом понимается деловое взаимодействие с помощью средств Интернет, включающее: куплю-продажу, факторинг, лизинг, консалтинг, страхование, банковские услуги, совместную и другие формы делового сотрудничества. В электронном бизнесе выделяют четыре слоя:

  • Интернет- инфраструктура;
  • Интернет-услуги;
  • информационные посредники;
  • электронная коммерция.

В электронном бизнесе не имеют существенного значения такие характеристики, как  географическое местоположения продавца и потребителей,  международные границы, часы работы предприятий  и другие. Это позволяет снижать  издержки, увеличивать оборачиваемость и расширять  географические границы присутствия предприятия на рынке.  В связи с  активным развитием и внедрением  технологий электронной коммерции появилась востребованность в научных разработках  методик применения экономико-математических методов для исследования состояния, перспектив развития и выработке стратегий развития электронного бизнеса.   Использование экономико-математических методов для решения прикладных задач электронного бизнеса позволит повысить эффективность деятельности в данной области.

Одним из инструментов анализа  в экономике является экономико-математические моделирование.  Этот инструмент позволяет решать широкий круг задач – прогнозирование развития, анализ, выработка управленческих решений. Как правило,  экономико-математические модели разрабатываются в ситуациях, когда решить экономические проблемы  с помощью традиционных методов обработки информации не представляется возможным. Основная цель разработки прикладной экономико-математической модели заключается в создании инструмента комплексного анализа и прогноза и на их основе создания информационной базы для принятия управляющих решений и усиления степени обоснованности принимаемых решений.

Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии. Объект исследуется и изучается через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, его модели. Модель создается исследователем с целью получения новых знаний об объекте-оригинале и отражает существенные (с точки зрения разработчика) свойства оригинала.

Процесс моделирования можно условно подразделить на пять этапов: 1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели; 2) определение математических методов, с помощью которых можно решить задачу; 3) построение экономико-математической модели; 4) численное решение задачи: 5) анализ полученных результатов. 

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым пятиэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития и совершенствования. 

Разработка математических моделей в области экономики имеет ряд специфических особенностей. В области электронного бизнеса возникают дополнительные проблемы. Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего большинство экономических объектов и процессов являются сложными системами.

Под системой понимается  множество элементов, обладающих следующими свойствами:

    • Целостность, подразумевающая несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных элементов
    • Наличие более одной составляющих, называемых подсистемами
    • Наличие внешней среды, для которой анализируемая система является подсистемой
    • Наличие цели функционирования системы.

Система электронного бизнеса включает в себя  совокупность программно-аппаратных средств,  поток посетителей, который не ограничен по времени и, чаще всего, по интенсивности; менеджеров, непосредственно взаимодействующих с посетителями и др.

С позиций системного подхода модель объекта электронного бизнеса можно представить   в виде «черного ящика» ()

Рис. 1 Система «черный ящик»

Система «черного ящика» включает в себя следующие элементы:

  • Вход. На вход поступает поток посетителей системы. В отличие от  традиционных экономических объектов,  где есть строго регламентированное расписание работы, время работы систем  электронного бизнеса неограниченно, также неограниченна интенсивность входящего потока. Поэтому можно говорить о том, что входящий поток посетителей равномерно распределен во времени.
      • Выход. Выходной поток можно описать такими показателями как: среднее число посетителей, сделавших покупку или получивших услугу, средняя цена покупки, среднее время нахождения посетителя в системе и т.д.
      • Обратная связь. Обратная связь в системе может оказывать как положительный так и отрицательный эффект. Положительная обратная связь позволяет увеличивать объем продаж в системе,  в то же время отрицательная обратная связь сигнализирует о неэффективности работы системы и снижении посетителей.
  • Управляющие воздействия. В  теории управления изменение состояния объекта управления происходит за счет управляющих воздействий. В системе электронного управляющие воздействия можно разделить на четыре группы:
    1. Технические. К ним относятся мощность сервера, на  с которым взаимосвязана система электронного бизнеса, устойчивость технических средств к перегрузкам и внешним воздействиям, размер сайта и другие
    2. маркетинговые: это структура сайта, способы навигации по сайту, возможность быстрого поиска информации на сайте, привлекательность сайта.
    3. организационные – способность менеджеров быстро реагировать на запросы потребителей

Таким образом, анализируя элементы системы и  выбирая управляющие воздействия можно сформировать эффективный режим функционирования.

Следующей особенностью экономико-математического моделирования систем электронного бизнеса является  специфичность наблюдений и измерений. Точность и полнота первичной информации, возможность ее сбора и обработки определяют выбор прикладных моделей.

Информация в системах электронного бизнеса обладает большой размерностью, высокой степенью динамичности  и неопределенности. Извлечение и обработка  требуемой информации, как правило, представляет собой наиболее сложный и трудоемкий этап моделирования, поэтому в последнее время получил распространение информационный подход к моделированию, суть которого заключается в том,  в соответствии с имеющейся информацией подбирается экономико-математическая модель, то есть информация становится определяющим фактором при построении экономико-математической модели.

Отметим еще ряд специфических проблем, которые присущи экономическим процессам. В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.

Другая проблема порождается динамичностью экономических процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений. В электронной экономике происходит экспоненциальный рост числа потребителей и пользователей Интернет.   Вследствие этого, для моделирования систем электронного бизнеса процессы, происходящие в системе необходимо постоянно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новых данных. Кроме этого, при построении математических моделей в области электронного бизнеса требуется корректировать исходную информацию с учетом ее запаздывания.

Экономико-математические модели должны отвечать экономическим законам. В экономике электронного бизнеса существуют свои специфические закономерности, которые  необходимо учитывать при моделировании. Например, принцип обратного ценообразования утверждает, что улучшение модификации и качества товара ведет к снижению его цены в отличие от традиционной экономики, в которой модификация товара увеличивает его цену.  Более того, в соответствии с данным принципом наиболее ценные услуги в Интернет предоставляются бесплатно. Это позволяет продавать дополнительные, связанные с ними продукты. Подобная специфика требует разработки новых подходов и моделей для систем электронного бизнеса.

Количество комментариев: 0

Для того, чтобы оставить коментарий необходимо зарегистрироваться