Описание предметной области
В рамках курсового проектирования предлагается разработка программного средства, которое поможет учителям, а также ученикам автоматизировать процесс обучения белорусскому языку.
Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения - проблема создания педагогически целесообразных программ различного учебного назначения, в частности, обучающих программ. В этом случае компьютер становится техническим средством обучения.
Процесс обучения весьма сложен по своему содержанию и формам представления информации. Существует множество методов и, соответственно, средств обучения. Состав последних зависит от уровня развития науки и техники. Персональные компьютеры являются универсальными средствами обучения, сочетающими в себе множество преимуществ.
Обучающая программа призвана значительно упрощать работу учителя, давать возможность ученику самостоятельно готовиться к занятиям. Ученику приходится не только изучать теоретический материал, но и учиться применять его на практике [2].
Электронный учебник предназначен для индивидуального обучения и реализует следующие функции:
- ознакомительная (информационная) - пользователь может прочесть изучаемый материал;
- самоконтроль - пользователь может вернуться к изученному материалу исходя из возможности самостоятельного ответа на контрольные вопросы.
В настоящее время нет единой классификации обучающих программ, хотя многие авторы выделяют среди них следующие пять типов:
- программы тренировочного типа предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже усвоен. Они широко используются для обработки математических навыков, упражнений по переводу с иностранного языка. Многие из них составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление правильного ответа. Компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется учителем. Если ученик дал правильное решение, ему сообщается об этом. Если ответ неправильный, ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляют возможность запросить помощь. Программы этого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических средств, то есть управление учебным процессом осуществляется по ответу;
- программы наставнического типа ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них также работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. И хотя в этих программах после предъявления информации обучаемому задаются вопросы, то есть обучение ведется в форме диалога, но при этом диалог построен на основе формального преобразования ответа обучаемого, создавая лишь видимость общения;
- программы, направленные на организацию проблемного обучения, построены в основном на идеях и принципах когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление деятельностью ученика. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи и ученики побуждаются решать их путем проб и ошибок. Особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения при различных обстоятельствах;
- в программах имитационного и моделирующего типа осуществляется предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой, например, программы для построения рисунков на экране компьютера;
- программы игрового типа способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учеников к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.