Электронный бизнес как экономическая система. Структура электронного бизнеса. Принципы формирования систем электронного бизнеса.
Понятие о современных концепциях анализа и управления данными: Data Mining, Big Data, Predictive
Сфера электронного бизнеса в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. В Республике Беларусь развитию электронного бизнеса также придается большое значение.
Под электронным бизнесом понимается деловое взаимодействие с помощью средств Интернет, включающее: куплю-продажу, факторинг, лизинг, консалтинг, страхование, банковские услуги, совместную и другие формы делового сотрудничества. В электронном бизнесе выделяют четыре слоя:
В электронном бизнесе не имеют существенного значения такие характеристики, как географическое местоположения продавца и потребителей, международные границы, часы работы предприятий и другие. Это позволяет снижать издержки, увеличивать оборачиваемость и расширять географические границы присутствия предприятия на рынке. В связи с активным развитием и внедрением технологий электронной коммерции появилась востребованность в научных разработках методик применения экономико-математических методов для исследования состояния, перспектив развития и выработке стратегий развития электронного бизнеса. Использование экономико-математических методов для решения прикладных задач электронного бизнеса позволит повысить эффективность деятельности в данной области.
Одним из инструментов анализа в экономике является экономико-математические моделирование. Этот инструмент позволяет решать широкий круг задач – прогнозирование развития, анализ, выработка управленческих решений. Как правило, экономико-математические модели разрабатываются в ситуациях, когда решить экономические проблемы с помощью традиционных методов обработки информации не представляется возможным. Основная цель разработки прикладной экономико-математической модели заключается в создании инструмента комплексного анализа и прогноза и на их основе создания информационной базы для принятия управляющих решений и усиления степени обоснованности принимаемых решений.
Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии. Объект исследуется и изучается через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, его модели. Модель создается исследователем с целью получения новых знаний об объекте-оригинале и отражает существенные (с точки зрения разработчика) свойства оригинала.
Процесс моделирования можно условно подразделить на пять этапов: 1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели; 2) определение математических методов, с помощью которых можно решить задачу; 3) построение экономико-математической модели; 4) численное решение задачи: 5) анализ полученных результатов.
Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым пятиэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития и совершенствования.
Разработка математических моделей в области экономики имеет ряд специфических особенностей. В области электронного бизнеса возникают дополнительные проблемы. Рассмотрим их более подробно.
Прежде всего большинство экономических объектов и процессов являются сложными системами.
Под системой понимается множество элементов, обладающих следующими свойствами:
Система электронного бизнеса включает в себя совокупность программно-аппаратных средств, поток посетителей, который не ограничен по времени и, чаще всего, по интенсивности; менеджеров, непосредственно взаимодействующих с посетителями и др.
С позиций системного подхода модель объекта электронного бизнеса можно представить в виде «черного ящика» ()
Рис. 1 Система «черный ящик»
Система «черного ящика» включает в себя следующие элементы:
Таким образом, анализируя элементы системы и выбирая управляющие воздействия можно сформировать эффективный режим функционирования.
Следующей особенностью экономико-математического моделирования систем электронного бизнеса является специфичность наблюдений и измерений. Точность и полнота первичной информации, возможность ее сбора и обработки определяют выбор прикладных моделей.
Информация в системах электронного бизнеса обладает большой размерностью, высокой степенью динамичности и неопределенности. Извлечение и обработка требуемой информации, как правило, представляет собой наиболее сложный и трудоемкий этап моделирования, поэтому в последнее время получил распространение информационный подход к моделированию, суть которого заключается в том, в соответствии с имеющейся информацией подбирается экономико-математическая модель, то есть информация становится определяющим фактором при построении экономико-математической модели.
Отметим еще ряд специфических проблем, которые присущи экономическим процессам. В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.
Другая проблема порождается динамичностью экономических процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений. В электронной экономике происходит экспоненциальный рост числа потребителей и пользователей Интернет. Вследствие этого, для моделирования систем электронного бизнеса процессы, происходящие в системе необходимо постоянно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новых данных. Кроме этого, при построении математических моделей в области электронного бизнеса требуется корректировать исходную информацию с учетом ее запаздывания.
Экономико-математические модели должны отвечать экономическим законам. В экономике электронного бизнеса существуют свои специфические закономерности, которые необходимо учитывать при моделировании. Например, принцип обратного ценообразования утверждает, что улучшение модификации и качества товара ведет к снижению его цены в отличие от традиционной экономики, в которой модификация товара увеличивает его цену. Более того, в соответствии с данным принципом наиболее ценные услуги в Интернет предоставляются бесплатно. Это позволяет продавать дополнительные, связанные с ними продукты. Подобная специфика требует разработки новых подходов и моделей для систем электронного бизнеса.
Практика