Поведенческие шаблоны проектирования решают задачи эффективного и безопасного взаимодействия между объектами программы. Известны следующие шаблоны этой группы:
Chain of Responsibility или Цепочка обязанностей. Позволяет передавать запросы последовательно по цепочке обработчиков. Каждый последующий обработчик решает, может ли он обработать запрос сам и стоит ли передавать запрос дальше по цепи.
Command или Команда. Превращает запросы в объекты, позволяя передавать их как аргументы при вызове методов, ставить запросы в очередь, логировать их, а также поддерживать отмену операций.
Iterator или Итератор. Даёт возможность последовательно обходить элементы составных объектов, не раскрывая их внутреннего представления.
Mediator или Посредник. Позволяет уменьшить связанность множества классов между собой, благодаря перемещению этих связей в один класс-посредник.
Memento или Хранитель. Позволяет сохранять и восстанавливать прошлые состояния объектов, не раскрывая подробностей их реализации.
Observer или Наблюдатель. Создаёт механизм подписки, позволяющий одним объектам следить и реагировать на события, происходящие в других объектах.
State или Состояние. Позволяет объектам менять поведение в зависимости от своего состояния. Извне создаётся впечатление, что изменился класс объекта.
Strategy или Стратегия. Определяет семейство схожих алгоритмов и помещает каждый из них в собственный класс, после чего алгоритмы можно взаимозаменять прямо во время исполнения программы.
Template Method или Шаблонный метод. Определяет скелет алгоритма, перекладывая ответственность за некоторые его шаги на подклассы. Паттерн позволяет подклассам переопределять шаги алгоритма, не меняя его общей структуры.
Visitor или Посетитель. Позволяет добавлять в программу новые операции, не изменяя классы объектов, над которыми эти операции могут выполняться.